Другие журналы

научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана

НАУКА и ОБРАЗОВАНИЕ

Издатель ФГБОУ ВПО "МГТУ им. Н.Э. Баумана". Эл № ФС 77 - 48211.  ISSN 1994-0408

Архив рубрик

  • Наука и образование: Электронное научное издание
    • МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ КОНГРЕСС "НАУКА И ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. SEE-2016"

      Работы публикуются по решению программного комитета
      конгресса «Наука и Инженерное Образование 2016»

       

       

      Инженерное образование – это область, к которой увеличивается интерес во всем мире. Возможности публикации статей на эту тему ограничены очень малым числом журналов, большей частью англоязычных. При этом все увеличивается число национальных и международных конференций, посвященных инженерному образованию. В России в 23-25 июня 2016 г. состоялась вторая международная научно-методическая конференция на тему «Управление качеством инженерного образования. Возможности вузов и потребности промышленности». Отметим, что  первая  конференция имела схожее название, была организована по инициативе МГТУ им. Н.Э. Баумана (как и вторая), прошла в 2008 году и была своего рода успешной, так как собрала  более 300 участников из стран бывшего СССР. Вторая конференция собрала более 900 участников. География участников также расширилась, в ней приняли участие ученые из 12 стран мира, в том числе из Великобритании, Германии, Франции, Норвегии, Канады, Японии, Китая и района Гонконга, Шри-Ланки, Кубы, Белоруссии, Молдовы, России.

      Вторая международная научно-методическая конференция «Управление качеством инженерного образования. Возможности вузов и потребности промышленности» работала по семи секциям (ниже дается краткая характеристика работы каждой секции):

      1. Наука и инженерное образование

      2. Системы стандартов, УМО, аккредитации

      3. Рейтинги и качество инженерного образования

      4. Автоматизация управления деятельностью вуза

      5. Информационные технологии в образовании

      6. Обмен опытом инженерного образования

      7. Программы ранней инженерной профориентации школьников в системе «школа-вуз-предприятие»

      Исторически Россия занимает значимое, заметное место, как производитель высококвалифицированных и талантливых инженеров,  при этом мировая научная общественность мало знает о подходах, преимуществах и стратегиях подготовки инженеров в России.  Объясняется это тем, что большая часть научных работ публикуется только на русском языке, и соответственно,  остается недоступной для исследователей и  практиков во всем мире.

      Задачей второй международной научно-методической конференции «Управление качеством инженерного образования. Возможности вузов и потребности промышленности» стало собрать на одной площадке (на базе всеми признанного вуза – Бауманского) сообщество единомышленников в области инженерного образования, которые могли бы объединить свои усилия в деле распространения положительного российского опыта.

      Следует заметить, что конференция прошла в рамках более масштабного мероприятия, названного «Международный конгресс «Наука и Инженерного Образование 2016», который объединил, помимо конференции еще и такие важные мероприятия, как пять отраслевых треков: «Авиация и космос», «Машиностроение», «Нанотехнологии», «Информационные технологии», «Энергетика и недропользование», с участием представителей вузов и ведущих промышленных предприятий России, выставку уникальных проектов взаимодействия ВУЗ-предприятие, были проведены: молодежная игра «СПЕЦИАЛИСТ БУДУЩЕГО»,заседание круглого стола «Развитие ресурсных инноваций - путь к увеличению числа высокотехнологичных производственных предприятий в России», организованного Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» и Российской Академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

      Участники приехали из 36 городов Российской Федерации: Белгород, Верхняя Тура, Владивосток, Волгоград, Дзержинск, Екатеринбург, Ижевск, Казань, Калуга, Кемерово, Краснозаводск, Красноярск, Курск, Московская область, Москва, Набережные Челны, Новосибирск, Пермь, Прокопьевск, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Саратов, Северск, Соликамск, Сочи, Ставрополь, Тверь, Тольяти, Томск, Улан-Удэ, Ульяновск, Урай, Чебоксары, Челябинск.

      В конференции и других мероприятиях конгресса приняли участие представители 53-х вузов. Некоторые вуза выступили в качестве соорганизаторов конгресса, направив для участия большие делегации. Отметим вузы: МИФИ, ИТМО, РГРТУ (Рязань).

      Актуальность прошедшего мероприятия подтверждает и то, что во время церемонии открытия конгресса участников приветствовали космонавты с борта  международной космической станции: командир МКС Алексей Овчинин и летчик-космонавт Олег Скрипочка. Вот что услышали, в частности,  «Уверен, вы все в этом зале – те, кто обучает молодежь инженерным профессиям, представители промышленных компаний, те, кто определяет государственную политику и те, кто избрал для себя инженерную профессию – люди творческие, талантливые, инициативные, нацеленные на поиск новых решений в науке, образовании, технологиях».

      Успех прошедшего конгресса иллюстрируют и отзывы участников, которые  подтверждают свою готовность  участвовать в следующем году в этом мероприятии. А само это мероприятие можно рассматривать, как возможность начать разговор об инженерном образовании с широкой мировой общественностью.

      Секция 1 НАУКА И ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

      Руководитель секции: Цветков Юрий Борисович, д.т.н., профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, e-mail: tsvetkov@bmstu.ru

      Секция работала с 14:00 до 19:00 в первый день конференции и с 10:00 до 18:00 во второй день. При этом запланированный регламент предоставления выступающим по 15 минут был вынужденно сжат в связи с большим числом записавшихся докладчиков (51 доклад!). Самая многодокладная!

      Доклады охватывали большой спектр вопросов подготовки инженеров, причем,  научная составляющая докладов подтверждалась тем, что презентовавшиеся исследования выполнялись, как правило, в рамках грантов. В качестве такого примера научного доклада можно привести выступление ученых из РГРТУ (Рязань) Бабаяна П.В. и Фельдмана А.Б. на тему «Исследования ведущей научной школы РФ по направлению "Методы и алгоритмы обработки и анализа изображений в бортовых системах технического зрения". На секции обсуждались вопросы моделирования систем управления образовательным процессом, интеграции науки, образования и бизнеса, важности гуманитарной составляющей в формировании метакомпетенций инженера и др. Ряд докладов касался технологий виртуализации, используемых в учебном процессе.

      Необходимо отметить, что докладчиками были как представители вузов, так и представители промышленности.

      Секция 2 СИСТЕМЫ СТАНДАРТОВ, УМО, АККРЕДИТАЦИИ

      Руководитель секции: Коршунов Сергей Валерьевич,  к.т.н., проректор  по учебно-методической работе МГТУ им. Н.Э. Баумана, email:korshunov@bmstu.ru

      Несмотря на меньшее по сравнению с секцией 1 число докладов (их было 15),  градус тематики обсуждений был высок. Два доклада ректора университета из Шри-Ланки (г. Коломбо), которые были посвящены вопросам аккредитации и повышения качества инженерного образования, вызвали большой интерес у  участников. Отечественные доклады касались вопросов разработки новых программ подготовки бакалавров и магистров, сравнения образовательных стандартов и систем, обсуждались современные требования к компетенциям инженера.

      Секция 3. РЕЙТИНГИ И КАЧЕСТВО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

      Руководитель секции: Иванов Михаил Витальевич, доцент, зам. зав. кафедрой «Промышленная безопасность и экология» по международной деятельности МГТУ им. Н. Э. Баумана, e-mail:mivanov@bmstu.ru

       В этой секции выступили с докладами 21 участника.  Профессор Динг, проректор Политехнического университета Гонгконга, Китай рассказал о результатах исследования ключевых факторов, влияющих на качество организации учебной среды на факультете гражданского строительства. Несколько докладов преподавателей иностранного языка позволили по-новому взглянуть на важность формирования у современного инженера коммуникативных компетенций. Основная же часть докладов касалась тем, заявленных в названии секции.

      Секция 4. АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВУЗА

      Руководитель секции: Балдин Александр Викторович, д.т.н., профессор кафедры "Системы обработки информации и управления", директор  НОЦ «Электронный университет» МГТУ им. Н. Э. Баумана, e-mail: bal@bmstu.ru

      Все заявленные доклады представляли собой углубленные исследовательские задачи, решающие вопросы автоматизации управления деятельностью вуза. К ним относились вопросы разработки концепции и технологии создания репозитария учебных материалов (Виноградова М.С., МГТУ им. Н.Э. Баумана), разработки концепции автоматизации процессного подхода в системе менеджмента качества образовательного учреждения (Коваленко В.В. , Коваленко В.В., Левина Т.А., РГРТУ, Рязань), поднимались вопросы создания системы управления интеллектуальной собственностью (Городилова Ю.Л., МГТУ им. Н.Э. Баумана) и другие научные проблемы. Представители вузов СПбГУТ, МАМИ, др. выступали с докладами о системах управления университетом.

      Секция 5 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

      Руководитель секции: Пролетарский Андрей Викторович, д.т.н., профессор, декан факультета «Информатика и системы управления», зав. каф. "Компьютерные системы и сети"  МГТУ им. Н. Э. Баумана 

      На секции были сделаны  42 презентации.  Представитель консалтинговой фирмы, бизнес-партнера IBM из Германии, Генрих Кислих поделился планами организации совместных исследований в области больших ЭВМ. Доклады касались  использования виртуальных симуляторов, удаленных лабораторных стендов, междисциплинарного подхода в проектной подготовке инженеров, интегрированных программных учебных сред и многих других вопросов.  Интересно отметить, что несколько докладов были посвящены новым подходам к исследованию влияния интерфейсов программных продуктов на качество образования.

      Секция 6 ОБМЕН ОПЫТОМ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

      Руководитель секции: Дайнекин Юрий Викторович ,  к.т.н., начальник учебно-методического управления Томского политехнического университета

      Самая многочисленная секция (54 доклада!) работала, как и секция 1 – «от звонка до звонка». Доклады этой секции охватывали вопросы зарубежного и отечественного опыта реализации виртуальных практикумов и лабораторных работ, интерактивных форм обучения,  стажировок в инженерной подготовке; организации летних школ разных направлений: школа инженерного бизнеса КЛИППЕР (МГТУ им. Н.Э. Баумана) и международной (РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина); интеграция образования, науки и производства как основы эффективной системы целевой подготовки кадров для наукоемких предприятий;  проектно- и практико-ориентированного подхода в обучении инженеров.

      В рамках этой секции выделилась многочисленная сессия, которую провели отдельно в Головном учебно-исследовательском и методическом центре обучения студентов с ограниченным слухом в инклюзивной образовательной среде вуза. 

      Секция 7 ПРОГРАММЫ РАННЕЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ “ШКОЛА-ВУЗ-ПРЕДПРИЯТИЕ”

       

      Руководитель секции:   Цибизова Татьяна Юрьевна, д.п.н., проф. кафедры  системы автоматического управления, начальник управления образовательных технологий МГТУ им. Н. Э. Баумана

      Секция 7 собрала единомышленников, считающих, что готовить инженеров надо « с пеленок». Именно поэтому в секции приняли участие преподаватели из школ, учителя физики, информатики, математики. Обсуждались варианты реализации программ ранней профессионализации, системы довузовской подготовки в вузах, возможности традиционных мероприятий, таких как олимпиады, и новых – таких как игра «Агенты Будущего» (Томский политехнический университет), организация инженерно-конструкторской школы (Селюкова Ю.Е., НП "Лифт в будущее" БФ АФК "Система") и школьный инженерно-исследовательский проект в области биотехнологии (Мальцевская Н.В., МГМУ "МАМИ" (МГУИЭ), гимназия №491, Москва) и многие другие вопросы.

       

       

      Смирнова Е.В.,

      уч. секр. конгресса,

      к.т.н., доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана  

      • Секция 1. НАУКА И ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
        Руководитель секции: Цветков Юрий Борисович, д.т.н., профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана, e-mail: tsvetkov@bmstu.ru

        Доклады данной секции охватывают большой спектр вопросов подготовки инженеров, причем, научная составляющая докладов подтверждается тем, что презентовавшиеся исследования выполнялись, как правило, в рамках грантов. На секции обсуждались вопросы моделирования систем управления образовательным процессом, интеграции науки, образования и бизнеса, важности гуманитарной составляющей в формировании метакомпетенций инженера и др. Ряд докладов касался технологий виртуализации, используемых в учебном процессе. Необходимо отметить, что докладчиками были как представители вузов, так и представители промышленности.
      • Секция 2. СИСТЕМЫ СТАНДАРТОВ, УМО, АККРЕДИТАЦИИ
        Руководитель секции: Коршунов Сергей Валерьевич, к.т.н., проректор по учебно-методической работе МГТУ им. Н.Э. Баумана, email:korshunov@bmstu.ru

        Несмотря на меньшее по сравнению с секцией 1 число докладов (их было 15), градус тематики обсуждений был высок. Два доклада ректора университета из Шри-Ланки (г. Коломбо), которые были посвящены вопросам аккредитации и повышения качества инженерного образования, вызвали большой интерес у участников. Отечественные доклады касались вопросов разработки новых программ подготовки бакалавров и магистров, сравнения образовательных стандартов и систем, обсуждались современные требования к компетенциям инженера.
      • Секция 3. РЕЙТИНГИ И КАЧЕСТВО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
        Руководитель секции: Иванов Михаил Витальевич, доцент, зам. зав. кафедрой «Промышленная безопасность и экология» по международной деятельности МГТУ им. Н. Э. Баумана, e-mail:mivanov@bmstu.ru

        В этой секции выступили с докладами 21 участник. Профессор Динг, проректор Политехнического университета Гонгконга, Китай рассказал о результатах исследования ключевых факторов, влияющих на качество организации учебной среды на факультете гражданского строительства. Несколько докладов преподавателей иностранного языка позволили по-новому взглянуть на важность формирования у современного инженера коммуникативных компетенций. Основная же часть докладов касалась тем, заявленных в названии секции.
      • Секция 4. АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВУЗА
        Руководитель секции: Балдин Александр Викторович, д.т.н., профессор кафедры "Системы обработки информации и управления", директор НОЦ «Электронный университет» МГТУ им. Н. Э. Баумана, e-mail: bal@bmstu.ru

        Все заявленные доклады представляли собой углубленные исследовательские задачи, решающие вопросы автоматизации управления деятельностью вуза. К ним относились вопросы разработки концепции и технологии создания репозитария учебных материалов (Виноградова М.С., МГТУ им. Н.Э. Баумана), разработки концепции автоматизации процессного подхода в системе менеджмента качества образовательного учреждения (Коваленко В.В. , Коваленко В.В., Левина Т.А., РГРТУ, Рязань), поднимались вопросы создания системы управления интеллектуальной собственностью (Городилова Ю.Л., МГТУ им. Н.Э. Баумана) и другие научные проблемы. Представители вузов СПбГУТ, МАМИ, др. выступали с докладами о системах управления университетом.
      • Секция 5. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
        Руководитель секции: Пролетарский Андрей Викторович, д.т.н., профессор, декан факультета «Информатика и системы управления», зав. каф. "Компьютерные системы и сети" МГТУ им. Н. Э. Баумана

        На секции были сделаны 42 презентации. Представитель консалтинговой фирмы, бизнес-партнера IBM из Германии, Генрих Кислих поделился планами организации совместных исследований в области больших ЭВМ. Доклады касались использования виртуальных симуляторов, удаленных лабораторных стендов, междисциплинарного подхода в проектной подготовке инженеров, интегрированных программных учебных сред и многих других вопросов. Интересно отметить, что несколько докладов были посвящены новым подходам к исследованию влияния интерфейсов программных продуктов на качество образования.
      • Секция 6. ОБМЕН ОПЫТОМ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
        Руководитель секции: Дайнекин Юрий Викторович , к.т.н., начальник учебно-методического управления Томского политехнического университета.

        Доклады этой секции охватывали вопросы зарубежного и отечественного опыта реализации виртуальных практикумов и лабораторных работ, интерактивных форм обучения, стажировок в инженерной подготовке; организации летних школ разных направлений: школа инженерного бизнеса КЛИППЕР (МГТУ им. Н.Э. Баумана) и международной (РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина); интеграция образования, науки и производства как основы эффективной системы целевой подготовки кадров для наукоемких предприятий; проектно- и практико-ориентированного подхода в обучении инженеров. В рамках этой секции выделилась многочисленная сессия, которую провели отдельно в Головном учебно-исследовательском и методическом центре обучения студентов с ограниченным слухом в инклюзивной образовательной среде вуза.
      • Секция 7. ПРОГРАММЫ РАННЕЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ “ШКОЛА-ВУЗ-ПРЕДПРИЯТИЕ”
        Руководитель секции: Цибизова Татьяна Юрьевна, д.п.н., проф. кафедры системы автоматического управления, начальник управления образовательных технологий МГТУ им. Н. Э. Баумана.

        Секция 7 собрала единомышленников, считающих, что готовить инженеров надо « с пеленок». Именно поэтому в секции приняли участие преподаватели из школ, учителя физики, информатики, математики. Обсуждались варианты реализации программ ранней профессионализации, системы довузовской подготовки в вузах, возможности традиционных мероприятий, таких как олимпиады, и новых – таких как игра «Агенты Будущего» (Томский политехнический университет), организация инженерно-конструкторской школы (Селюкова Ю.Е., НП "Лифт в будущее" БФ АФК "Система") и школьный инженерно-исследовательский проект в области биотехнологии (Мальцевская Н.В., МГМУ "МАМИ" (МГУИЭ), гимназия №491, Москва) и многие другие вопросы.
    • Физика конденсированного состояния
    • 05.02.00 Машиностроение и машиноведение
    • 05.07.00 Авиационная и ракетно-космическая техника
    • 05.11.00 Приборостроение, метрология и информационно-измерительные приборы и системы
    • 05.13.00 Информатика, вычислительная техника и управление
    • 01.02.00 Механика
    • ^^^^Рубрики_с_01.07.2015^^^
    • vvvvРубрики_до_30.06.2015vvvv
    • Машиностроение и машиноведение
    • Машины и установки: проектирование, разработка и эксплуатация
    • Обработка конструкционных материалов в машиностроении
    • Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение
    • Транспортное, горное и строительное машиностроение
    • Математика и математическое моделирование в технике
    • Математика и математическое моделирование
    • Авиационная и ракетно-космическая техника
    • Аэрокосмический научный журнал
    • Приборостроение, метрология и информационно-измерительные приборы и системы
    • Радиотехника и связь
    • Информатика, вычислительная техника и управление
    • Механика
    • Приборы и методы экспериментальной физики
    • Радиофизика
    • Радиооптика
    • Оптика
    • Инженерная геометрия и компьютерная графика
    • Электротехника
    • Энергетика
    • Металлургия
    • Транспорт
    • Электроника
    • Экономические науки
    • Педагогические науки
    • Психологические науки
    • Документальная информация
    • Теория вооружения, военно-техническая политика, система вооружения
    • Науки о Земле
    • Безопасность деятельности человека
    • Программы и программные системы
    • Учебные программы
    • Персоналии
    • 05.07.00 Авиационная и ракетно-космическая техника
  • Приложение к журналу
  • Юбилеи
 
ПОИСК
 
elibrary crossref ulrichsweb neicon rusycon
 
ЮБИЛЕИ
ФОТОРЕПОРТАЖИ
 
СОБЫТИЯ
 
НОВОСТНАЯ ЛЕНТА



Авторы
Пресс-релизы
Библиотека
Конференции
Выставки
О проекте
Rambler's Top100
Телефон: +7 (915) 336-07-65 (строго: среда; пятница c 11-00 до 17-00)
  RSS
© 2003-2017 «Наука и образование»
Перепечатка материалов журнала без согласования с редакцией запрещена
 Тел.: +7 (915) 336-07-65 (строго: среда; пятница c 11-00 до 17-00)