Методическая периодика: проблемы и решения
 
 
 
Другие журналы

электронный научно-технический журнал

ИНЖЕНЕРНЫЙ ВЕСТНИК

Издатель ФГБОУ ВПО "МГТУ им. Н.Э. Баумана". Эл No. ФС77-51036. ISSN 2307-0595

Педагогические технологии и методы

Вывод дифференциальных уравнений, их линеаризация и определение передаточной функции системы автоматического регулирования угловой скорости паровой турбины
# 10, октябрь 2016
УДК: 681.5
Наумов А. М.
При изучении дисциплины «Управление техническими системами» особое внимание должно быть уделено умению грамотного вывода дифференциальных уравнений, описывающих поведение всех составляющих частей, узлов и элементарных звеньев, входящих в состав системы автоматического регулирования. Опыт чтения автором данного курса будущим специалистам в вопросах прочности на кафедре «Прикладная механика» говорит о том, что студентам данной специальности ближе примеры из механических систем. В данной статье рассматривается система автоматического регулирования скорости вращения паровой турбины. Колебательная часть данной системы хорошо теоретически изучена студентами в курсе «Теория механических колебаний». Выведены нелинейные дифференциальные уравнения, описывающие поведение объекта регулирования и регулятора. Показан принцип линеаризации дифференциальных уравнений в области некоторого номинального стационарного движения турбины. Получена передаточная функция системы автоматического регулирования угловой скорости. Изложенный материал используется автором в течение ряда лет при чтении теоретической и экспериментальной части курса «Управление техническими системами».
Применение свободного и открытого программного обеспечения к обучению дисциплине ТММ в МГТУ им. Н. Э. Баумана
# 11, ноябрь 2016
УДК: 378.147+004.418
Вуколов А. Ю.
Повинуясь веяниям современности, свободное программное обеспечение (ПО) с открытым исходным кодом завоевывает все области вычислений. Данная работа иллюстрирует лишь малый аспект его использования в МГТУ: обучение дисциплине "Теория механизмов и машин" (ТММ). Сейчас студент свободен в выборе ПО для своих задач, однако, большинство программных продуктов, установленных на компьютерах университета, являются проприетарными. Проблемы с распределением прав доступа затрудняют учебный процесс и стимулируют использование свободных решений. Несколько таких решений, их достоинства и недостатки в сравнении с проприетарными продуктами, описаны в данной работе применительно к задачам ТММ.
Теорема Майхилла-Нероуда в теории формальных языков и ее применение
# 07, июль 2016
УДК: 519.76+372.851
Белоусов А. И.
В статье, носящей научно-методический характер рассматривается один из классических результатов теории формальных языков – теорема Майхилла-Нероуда. Излагается пересмотренное доказательство теоремы с дополнительными акцентами на некоторых подробностях, связанных с алгоритмом минимизации конечных автоматов и с конструкцией конечного автомата при доказательстве достаточности условия теоремы. Рассматриваются также некоторые методы анализа языков на предмет их регулярности/нерегулярности, особенно, когда лемма о разрастании не применима. Продемонстрировано использование теоремы при доказательстве регулярности языка, полученного как частное от деления регулярного языка на произвольный. На базе примеров анализа языков на предмет доказательства их нерегулярности делается некое обобщение: рассматривается специальный класс отношений на множестве натуральных чисел, и на этой основе доказывается одно достаточное условие нерегулярности для весьма широкого класса языков.
Методика обработки результатов эксперимента с помощью системы MATLAB в курсе «Математическая статистика»
# 04, апрель 2016
УДК: 519.22
Ахметова Ф. Х., Ласковая Т. А., Чигирёва О. Ю.
В статье рассмотрена методика обработки результатов эксперимента с помощью системы MATLAB в курсе «Математическая статистика». Кратко изложены основные теоретические сведения, рассмотрены примеры, типовые задачи. Предложена программа построения статистического и интервального статистического рядов, позволяющая найти основные выборочные характеристики, построить гистограмму для выборки любого объема элементов. Цель работы – помочь студентам приобрести навыки обработки статистических данных. Применение программы в системе MATLAB позволит повысить эффективность учебного процесса и сформировать необходимые профессиональные компетенции.
Алгоритмические и психологические аспекты при изучении дисциплины «Информатика»
# 05, май 2016
УДК: 004.85.159
доцент, к.т.н. Ваулин А. С., Семин В. М.
В статье «Алгоритмические и психологические аспекты при изучении дисциплины «Информатика» рассматривается влияние психологических личностных качеств в усвоении процессов алгоритмизации и программирования. Особенностью данной статьи является попытка обратить внимание преподавателей на необходимость выделения в изучаемых дисциплинах таких базовых знаний и понятий, которые способствовали бы у студентов развитию продуктивного метода мышления. Такой подход иллюстрируется на примере изучения процессов алгоритмизации и программирования. Успех усвоения материала курса определяется не только подготовкой студента, но и психологическими личностными качествами студента. Авторы отмечают, что профилирующие личностные качества с одной стороны способствуют более быстрому усвоению процессов алгоритмизации и программирования, а с другой стороны сформировавшиеся навыки в этом направлении приводят к изменению психологических личностных качеств. Статья может быть полезна аспирантам, проводящим педагогическую практику, и молодым преподавателям.
Начертательная геометрия — трёхмерная и многомерная
# 03, март 2016
УДК: 51(092)
Прокофьева И. В., Демидов С. Г.
В статье показана история развития многомерной начертательной геометрии, сравнительно новой дисциплины, позволяющей выполнять графическое решение многопараметрических задач на основе векторных проекций. Даны конкретные примеры перехода от аналитической формы задачи к геометрическому моделированию и решению методами, известными в трёхмерной начертательной геометрии.
Развитие общекультурных компетенций на занятиях английского языка в техническом вузе
# 03, март 2016
УДК: 372.881.111.1
Иголкина М. И., Язынина В. С.
В статье поднимается вопрос о недостаточном развитии социальных навыков у молодых специалистов, работающих на предприятиях в настоящее время. Отмечается, что на практических занятиях по английскому языку в вузе целесообразно сочетать эффективную языковую подготовку с развитием у будущих специалистов общекультурных компетенций. Особое внимание уделяется необходимости организации процесса обучения в соответствии с общепедагогическими и общеметодическими принципами. Описан коммуникативный подход как наиболее эффективный для формирования общекультурных компетенций. Сообщается о реализации задач развития профессиональных и общекультурных компетенций на занятиях английского языка в Лингафонном кабинете Приборостроительного факультета. Материал статьи представляет интерес для преподавателей английского языка неязыковых вузов и специалистов в области подготовки и развития молодых сотрудников.
Метод создания геометрических баз знаний
# 01, январь 2016
УДК: 004.896
Евгенев Г. Б., Кокорев А. А., Пиримяшкин М. В.
Подготовка магистров по направлению «Автоматизация технологических процессов и производств» включает все компоненты управления жизненным циклом изделий машиностроения. Первым компонентом в этом направлении являются методы и средства автоматизации проектирования и конструирования изделий. При типовом вариантном проектировании таких изделий как электромеханические приводы, изделия электромашиностроения и т.п. наиболее прогрессивными являются методы полуавтоматического проектирования и быстрого прототипирования с использованием 3D принтеров, основанные на методологии искусственного интеллекта. В этой связи студенты должны приобрести умения в разработке таких систем. Создание баз знаний для интеллектуальных систем проектирования изделий включает две компоненты: формирование графических баз знаний в виде параметризованных чертежей унифицированных деталей и сборочных единиц и разработку экспертных баз знаний с включением в их состав графических баз знаний. Настоящий материал посвящен компоненте, связанной с созданием геометрических баз знаний. Он основывается на одной из наиболее распространенных CAD-систем SolidWorks.
Использование математического пакета Maple при решении задач классической оптимизации
# 01, январь 2016
УДК: 517, 519.67
Шевченко А. С.
В данной статье применяются известные аналитические методы при решении конкретных задач классической оптимизации с использование математического пакета Maple. На конкретных примерах нахождения экстремумов функций двух переменных рассмотрены некоторые вычислительные и графические средства системы Maple. Использование возможностей системы Maple активизирует процесс преподавания, повышает интерес студентов к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса. Применение Maple при решении задач по нелинейной оптимизации может представлять интерес не только для студентов и аспирантов, но и для преподавателей.
Оценка соответствия использования компьютерного зала в процессе обучения технического регионального вуза
# 12, декабрь 2015
УДК: 004(9)
Стативко Р. У., Рыбакова А. И.
В представленной работе сделан акцент на необходимость использования профильного программного обеспечения в образовательном процессе высшего учебного заведения. Указана важная роль информации – ресурса в современном информационном обществе. С краткой характеристикой перечислены виды используемого профильного программного обеспечения, непрерывное обновление которого повышает качество обучения. Перечислены параметры учебного компьютерного класса – необходимого объекта в учебном процессе. Показано, что все параметры имеют различную природу, что повлекло необходимость использования аппарата нечетких множеств. Приведен пример описания входной лингвистической переменной с исходным базовым множеством и терм-множествами. Данная работа позволяет расширить область применения аппарата нечетких множеств.
Анализ применимости метода N‑грамм в задаче определения стиля текста
# 12, декабрь 2015
УДК: 81'322.2
Тарасенко Е. В., Рязанова Н. Ю.
В работе исследуется возможность применения метода N‑грамм для определения стиля текста. В качестве n‑грамм рассматриваются комбинации из различных частей речи. Метод основывается на выделении частотных особенностей употребления определенных n‑грамм в текстах различных стилей. Проведенное исследование показало, что данный метод не позволяет классифицировать тексты по пяти основным стилям речи, однако он с высокой степенью точности позволяет выполнять классификацию текстов по трем выделенным группам стилей, объединив в одну группу разговорный и художественный стили, в другую — публицистический и научный, и в третью — официально-деловой. Точность классификации текстов по трем выделенным группам составила 86,3%, а полнота — 82%.
Анализ методов автоматической генерации вопросов на естественном языке
# 12, декабрь 2015
УДК: 004.5:378.14
Тарасенко С. В., Рязанова Н. Ю.
В работе проводится анализ основных методов генерации простых вопросов на естественном языке: на основе деревьев И/ИЛИ, по шаблонам, путем перестроения предложения, на основе текстового корпуса. Для построения системы генерации сложных вопросов, т.е. вопросов со сложной синтаксической структурой, проводится детальное сравнение существующих методов по наиболее значимым для нее параметрам. Проведенный анализ показал, что для генерации сложных вопросов необходимо использовать метод генерации вопросов на основе текстового корпуса, расширенный методом генерации вопросов по шаблонам так, как данная комбинация позволяет получать разнообразный набор сложных вопросов различных типов.
Об использовании принципа суперпозиции и иллюстрирующих его моделей в преподавании раздела физики - электромагнетизм
# 12, декабрь 2015
УДК: 372.853; 537.8
Чуев А. С.
Рассмотрены наглядные примеры использования принципа суперпозиции при изложении вузовского учебного курса физики по разделу электромагнетизма. С привлечением этого принципа разработаны и поясняются новые модели, объясняющие механизм преломления электрических и магнитных векторов на границе двух сред. Согласно этим моделям, главными причинами преломления векторов оказываются связанные заряды (в электричестве) и молекулярные токи (в магнетизме), образующиеся на плоской границе двух различных сред при подходе векторных линий того или иного поля не по нормали к этой границе. Предлагаемые модели, использующие принцип суперпозиции, позволяют по-новому объяснять поведение электрических и магнитных векторов на границе двух сред. При этом в объяснении преломления линий электрических и магнитных векторов нет необходимости опираться на закон тангенсов, поскольку этот закон противоречит другому известному эмпирическому закону – закону синусов, которому подчиняется механизм преломления оптических лучей.
Выбор инструментария для начального обучения студентов по направлению подготовки «Программная инженерия»
# 11, ноябрь 2015
УДК: 004
Борисов С. В., Полуэктова Е. В.
В статье рассматривается выбор начального языка программирования для обучения в зарубежных университетах студентов по направлению подготовки Computer Science. Анализируются отобранные по ряду критериев курсы по программированию американских, английских, канадских и немецких университетов. В статье так же приведено несколько причин популярности в качестве первого языка обучения языка программирования Python, который занял первое место по результатам исследования. Помимо этого, приводятся данные по распространенности этого языка вне сферы образования на основе нескольких индексов популярности языков программирования. Приведены данные о курсах по университетам, в которых преподаются языки программирования.
Развитие методов снятия и обработки индикаторных диаграмм
# 11, ноябрь 2015
УДК: 531.8 (075.8)
Леонов И. В., Луцкая С. А.
В статье рассматриваются вопросы снятия и обработки индикаторной диаграммы поршневой машины. Прогресс в этой области связан с внедрением электронных датчиков давления и автоматизации способов обработки индикаторной диаграммы с целью сокращения времени и повышения точности обработки результатов. Уже в настоящем виде при имеющихся электронных датчиках давления и прикладных программах комплекс может быть использован для технической диагностики поршневых машин. В статье приведен алгоритм работы программы, анализирующей индикаторную диаграмму. Использование программных средств позволяет проводить точный анализ реальной диаграммы, а так же анализ влияния всех факторов на работу машины путем проведения виртуального эксперимента.
Компьютерные технологии в изучении теории рядов Лорана в техническом вузе
# 10, октябрь 2015
УДК: 539.3
Титов К. В.
Инновационные образовательные технологии в фундаментальном образовании и, в осо-бенности в таком его важнейшем разделе как математика немыслимы без систем компьютерной математики. Основной акцент в статье делается на компьютерном изложении математических методов практического решения многочисленных задач, областью применения которых могут быть различные отрасли науки и техники и их инженерных приложений. Такой подход связан с созданием электронных ресурсов в образовании и их методическим насыщением. Другим важным моментом является встраивание так называемых систем компьютерной математики (СКМ) в образовательные технологии вуза. В основном автор обращается к таким СКМ как Mathcad, Maple, Matlab. Впрочем, это не отвергает возможности использования и других СКМ.
Методика изложения понятия условной вероятности в курсе теории вероятностей
# 10, октябрь 2015
УДК: 519.21
Тырина О. В.
В данной работе рассматривается методика изложения понятия условной вероятности в курсе «Теория вероятностей» для всех специальностей МГТУ им. Н.Э. Баумана и будет полезна как студентам, так и преподавателям при проведении практических занятий. Цель работы – помочь студентам в усвоении важнейших понятий теории вероятностей – понятия условной вероятности и связанных с ним понятий зависимости и независимости событий. В работе кратко изложены основные понятия этой темы, приведены основные формулы, применяемые при решении задач на условную вероятность, и рассмотрены примеры решения типовых задач. Данная тема является основой для дальнейшего изучения студентами формулы Байеса и других разделов теории вероятностей, находящих разнообразные практические применения.
Особенности обучения студентов основам математического моделирования технических систем на примере гидромеханических устройств
# 10, октябрь 2015
УДК: 62-82
Андреев М. А.
В статье представлена методика обучения студентов технических специальностей математическому моделированию на примере гидромеханических устройств. Автор на основе опыта руководства курсовыми проектами по курсу «Динамика и регулирование гидро- и пневмосистем» и курсовой научно-исследовательской работой студентов делает вывод о необходимости постепенной подачи материала при обучении математическому моделированию. Разобран пример решения задачи, который позволяет проиллюстрировать основные методы создания математических моделей, составить систему обыкновенных дифференциальных уравнений, рассмотреть особенности их численного решения. Представлен процесс перехода от математических выражений к блок-диаграммам. В результате применения данной методики обучения студент оказывается готов к самостоятельному написанию математических моделей несложных гидромеханических систем.
Формирование интуитивных навыков специалистов технического профиля
# 10, октябрь 2015
УДК: 159.9
Добряков А. А., Печников В. П.
В основе ментально-структурированного подхода к подготовке специалистов технического профиля лежит учёт закономерностей мыслительной деятельности человека. Построенная на основе такого подхода образовательная технология даёт возможность не только эффективно приобретать необходимые для технического специалиста знания в конкретной предметной области, но и целенаправленно формировать составляющие его мыслительной грамотности. В их число входит как понимание закономерностей мышления и памяти, так и формирование не явно выраженных интуитивно- чувственных способностей как части интеллектуального потенциала будущего специалиста. В отличии от традиционного метода обучения в подобную образовательную технологию должны быть включены специальные обучающие мероприятия по развитию таких способностей. В качестве примера приводится адаптированная для этих целей конкретная техническая задача.
Методические аспекты теории вычетов при вычислении контурных интегралов
# 09, сентябрь 2015
УДК: 539.3
Титов К. В.
Статья посвящена разработке компьютерных технологий  в образовании и созданию методического контента в теории функций комплексной переменной. В этой связи важным является представление методов решения задач в виде учебных программ в одной из  систем компьютерной математики [1], например, Mathcad или Maple. Такая постановка процесса обучения может считаться замкнутой на конечную цель -  получение всего спектра знаний от теории до практического результата. А имеющийся электронный ресурс по этой теме и ссылка www.bmstu.ru/ps/~kvtitov на него  позволяет получать многовариантные решения в интерактивном режиме и, в этом смысле, делает статью мобильной и оригинальной в части использования информационных и телекоммуникационных технологий в Internet-пространстве.  Исходные данные в интерактив­ном режиме можно изменять и вновь получать решения и, таким образом, вести эксперимен­тальные исследования.
 
ПОИСК
 
elibrary crossref neicon rusycon
 
ЮБИЛЕИ
ФОТОРЕПОРТАЖИ
 
СОБЫТИЯ
 
НОВОСТНАЯ ЛЕНТА



Авторы
Пресс-релизы
Библиотека
Конференции
Выставки
О проекте
Rambler's Top100
Телефон: +7 (499) 263-69-71
© 2003-2017 «Инженерный вестник» Тел.: +7 (499) 263-69-71