Методическая периодика: проблемы и решения
 
 
 
Другие журналы

электронный научно-технический журнал

ИНЖЕНЕРНЫЙ ВЕСТНИК

Издатель ФГБОУ ВПО "МГТУ им. Н.Э. Баумана". Эл No. ФС77-51036. ISSN 2307-0595

Организационно-методическая работа

Концепция разработки системы управления печатью документов в организации
# 12, декабрь 2015
УДК: 004.457
к.т.н., доцент Виноградов В. И., к.т.н., доцент Виноградова М. В., доцент Белоусова В. И.
В статье изложены принципы построения системы управления печатью документов. Определено назначение системы и ее базовый функционал. Предложен типовой набор компонентов системы, рассмотрены их функции и способы практической реализации. Система управления печатью документов предназначена для централизованного управления печатью документов в организации с целью сокращения затрат на расходные материалы и обеспечения конфиденциальности информации. Рассмотренная концепция достаточна универсальна. Она может быть применена для создания системы управления печатью документов в вузе (например, МГТУ им. Н.Э. Баумана) и его подразделениях.
О применении рейтинговой системы оценки знаний
# 11, ноябрь 2015
УДК: 378
Бобровникова Н. Н., Шадрина Г. П.
Изложен вариант рейтинговой системы оценки знаний по курсу «Сопротивление материалов», разработанный на кафедре под руководством профессора Вафина Р.К., применявшийся, в качестве эксперимента, на трех потоках в течение шести семестров. Изложена система оценки письменных контрольных операций, включавших четыре малых контрольных работы (время выполнения – один академический час) и две полусеместровых контрольных работы, проводимых одновременно для студентов всего потока. Приведены типовые примеры вариантов контрольных работ, с полным решением и применявшаяся система их пошаговой оценки. По результатам работы в семестре студент без экзамена мог получить итоговую оценку по курсу. В случае несогласия он должен был писать экзаменационную работу, по результатам которой выставлялась итоговая оценка.
Методика проведения практических занятий при изучении электрических машин
# 10, октябрь 2015
УДК: 621.31
Волченсков В. И., Авдеева Т. В., Трунин Ю. В.
В статье уделено внимание проведению аудиторных практических занятий, предлагается новый порядок их построения на примере исследования характеристик асинхронного двигателя (АД). Автор предлагает совмещение теоретического и экспериментального исследований характеристик АД на одном 4-х часовом занятии. Студенты записывают аналитические выражения основных характеристик АД, рассчитывают и строят их. Затем на лабораторном стенде получают эти зависимости экспериментально, сопоставляют результаты, делают выводы. Автор делает вывод о целесообразности такого совмещения. Статья может быть интересна преподавателям при изучении студентами реального оборудования.
Особенности рационального использования пользовательских подпрограмм
# 09, сентябрь 2015
УДК: 004.424
доцент, к.т.н. Ваулин А. С., Мартынюк Н. Н.
В статье «Особенности рационального использования пользовательских подпрограмм» рассматриваются принципы и методика применения подпрограмм, которые приводят к значительному сокращению объема занимаемой памяти, улучшению наглядности и читаемости программ.Особенностью этой статьи является предлагаемая авторами методика приближенной оценки объема программ без пользовательских подпрограмм и с их использованием. Авторы проводят оценку применения подпрограмм на рассматриваемых примерах. На основе приближенной оценки авторы делают выводы, что рациональное использование пользовательских подпрограмм приводит к значительному сокращению объема программы.Приводится подробная классификация параметров подпрограмм, сведенная авторами для наглядности в таблицу.Статья может быть полезна студентам и не профессионалам аспирантам и преподавателям, занимающимся разработкой программ.
Организация комплекса программ и данных помощи обучаемым программированию
# 08, август 2015
УДК: 681.3.069
Алексеев Ю. Е., Куров А. В.
Рассмотрены вопросы создания комплекса программ и данных, необходимых для автоматизации тестирования программ студентов в ходе выполнения лабора-торных работ по курсу ”Информатика”. Предложенный комплекс базируется на файловой системе Windows, что обеспечивает и для преподавателей, и для обучае-мых привычный для пользователей Windows интерфейс. Комплекс состоит из двух частей. Одна из них содержит структуры файлов с методическими материалами (заданиями, шаблонами программ, кодами и данными для тестирования разраба-тываемых обучаемыми программ), а вторая часть содержит структуры файлов, соответствующих структурам учебного заведения (факультетов, кафедр, групп обучаемых) и используется для выдачи учебных заданий и сбора статистических данных по состояниям их исполнения. Представленные в статье примеры подго-товлены для программ, написанных в среде VS C++.
Методологические аспекты применения среды Mathcad в учебном процессе. Графики функций
# 08, август 2015
УДК: 681.3
Ахметова Ф. Х., Буякевич А. Е.
В данной работе представлена методика применения среды Mathcad в учебном процессе на примере построения графиков функций. При изложении материала были рассмотрены следующие основные вопросы:    1. пошаговое описание построения графиков в декартовой и полярной системах координат;    2. повышение наглядности и информативности графиков с помощью дополнительных инструментов Mathcad;    3. особенности построения графиков в Mathcad при наличии у функции точек разрыва;    4. применение элементарных преобразований и возможности их отображения на графике с помощью средств Mathcad. Материал статьи будет интересен и полезен преподавателям в методическом плане и студентам технических специальностей.
Методика проведения новой лабораторной работы " ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРДОСТИ" по курсу "Сопротивление материалов" с использованием современного испытательного оборудования.
# 08, август 2015
УДК: 372.862
Компаниец И. В.
Создана новая лабораторная работа по определению твердости с использованием современного твердомера Ernst Hardness Tester AT 200 DR. Спецификой данной лабораторной работы является небольшое время проведения эксперимента, большее количество времени посвящено ознакомлению с краткими теоретическими сведениями, описанию основных методов измерения твердости. Обращается внимание, что наряду с ГОСТами на механические испытания металлов существуют международные и национальные стандарты, применяемые при механических испытаниях. Ознакомиться с названиями некоторых из них можно по ссылке [6]. Ниже приводится описание лабораторной работы и образец оформления страниц журнала лабораторных занятий по курсу "Сопротивление материалов". Новым является и обязательная демонстрация испытательного оборудования в самом начале проведения лабораторной работы.
Обучение навыкам перевода научно-технической литературы
# 07, июль 2015
УДК: 372.881.111.1
Язынина В. С.
В статье рассматриваются проблемы и методы профессионального перевода научно-технической документации с лингвистической точки зрения. Определяется сущность создания адекватного перевода, а также упоминается об основе развития навыков будущего переводчика. Особое внимание уделяется отличию технического перевода от художественного. Описываются стилистические, лексико-фразеологические и грамматические тонкости перевода научно-технической литературы. Перечислены типичные переводческие ошибки в русском языке, проистекающие из расхождения норм английского и русского языков. Материал статьи будет интересен и полезен студентам технических специальностей, аспирантам и будущим переводчикам технической документации.
Использование лингафонного кабинета как источника повышения мотивации при обучении английскому языку в техническом вузе
# 12, декабрь 2014
УДК: 372.881.111.1
Язынина В. С.
В настоящее время лингафонные кабинеты выступают как новые орудия преподавания иностранного языка. Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам — один из важных проблемных вопросов современной методики. В данной статье описаны возможности использования оборудования и программного обеспечения лингафонного кабинета для обучения лексическим, грамматическим, фонетическим сторонам английского языка, а также преодоления личностно-психологического барьера общения. Использование информационных компьютерных технологий на занятиях английского языка позволяет сбалансировать учебный процесс, применять индивидуальный подход в обучении, развивать творческие способности студентов и повышать мотивацию к изучению английского языка.
Практика применения модульно-рейтинговой системы обучения на в МГТУ им. Н.Э. Баумана.
# 12, декабрь 2014
УДК: 378.1
Хрящев В. Г., Серегин В. И.
В статье описан опыт применения модульно-рейтинговой системы обучения на кафедре "Инженерная графика" МГТУ им. Н.Э. Баумана в период с 2010 по 2014 годы. Показаны принципы деления учебного процесса на модули и деления самих модулей на составляющие. Дана оценка эффективности применения модульно-рейтинговой системы в техническом вузе. Подробно описан принцип определения величины баллов по оценке выполнения студентами составляющих модуля. Показаны варианты форм карточек-журналов по дисциплинам "Начертательная геометрия" и "Инженерная графика".В статье также дано сравнение отечественной системы распределения оценок с общеевропейской. Дан анализ применения модульно-рейтинговой ситемы и указаны пути по ее улучшению.
Об одном из подходов к оценке эффективности работы кафедры в системе университета
# 11, ноябрь 2014
УДК: 378.145
Захаров М. Н., Зимин В. В.
В статье предложен метод расчета такого показателя как соотношение студентов и преподавателей для отдельных кафедр университета. Данный показатель позволяет учесть вклад любой отдельно взятой кафедры в подготовку студента. Приводится пример расчета для кафедры "Основы конструирования машин" МГТУ им. Н.Э. Баумана. Описывается общий подход к интерпретации различных возможных расчетных значений данного соотношения. Устанавливая нормативные значения этого показателя, можно дать справедливую и обоснованную оценку трудоемкости дисциплин, а также количества ставок выделяемых для кафедр разных профилей.
Повышение квалификационного уровня студента при выполнении НИРС, курсового и дипломного проектирования
# 11, ноябрь 2014
УДК: 378.147
Мальков О. В.
В статье рассмотрены аспекты работы со студентами кафедры «Инструментальная техника и технологии» в рамках проведения научных исследований, курсового и дипломного проектирования, которые являются одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием. Представлены, на взгляд автора, возможные варианты организации проведения научных исследований, курсового и дипломного проектирования, позволяющие повысить квалификационный уровень студента, структурировать и повысить эффективность его работы. Предложены варианты работ, которые могут быть проведены в рамках научной работы студента, рассмотрены вопросы литературного обзора и анализа полученной информации, представления полученных результатов. При проведении курсового и дипломного проектирования рассмотрены вопросы вариативности выдаваемых заданий, организации, содержания и апробации выполняемой работы. Статья может быть полезной для преподавателей и студентов 5 и 6 курсов факультета «Машиностроительные технологии».
Институт кураторства в высшей школе
# 10, октябрь 2014
УДК: 37.062
Малькова Л. Д.
В статье рассмотрены некоторые, наиболее часто встречающиеся, проблемы, с которыми сталкивается куратор учебных групп в высшей школе. На ряде примеров показано, что большинство решений невозможно формализовать и вписать в Устав учебного заведения. Наличие у преподавателя человеческого, педагогического и психологического чутья и такта является неотъемлемой составляющей успеха его подопечных в учебных и внеучебных делах. А в основе добротных отношений между учебным заведением и студентами лежит честность и деловые качества самого куратора. В работе даны как общие, так и конкретные рекомендации в принятии решений по различным вопросам, основанные на личном опыте автора. Очевидно, что они не являются догмой, но, возможно, смогут помочь как тема для размышления.
Онтологическая методология создания учебных пособий
# 09, сентябрь 2014
УДК: 004.624
Евгенев Г. Б.
Рассматривается онтологический подход к изложению материала в учебных пособиях на примере пособия по направлению «Автоматизация технологических процессов и производств». Онтология – это явная спецификация концептуализации знаний. Именно такой подход необходим при создании учебных пособий. В связи с этим онтологическая методология является естественной научной основой создания учебных материалов. В формальной модели онтологии имеются три компоненты: метаонтология; предметная онтология и онтология задач.Метаонтология оперирует общими концептами и отношениями, которые не зависят от конкретной предметной области. В связи с этим эта компонента должна быть первой при изложении учебного материала. При описании метаонтологии целесообразно использовать международные стандарты, такие как IDEF0, IDEF1X, UML и т.п. Предметная онтология содержит понятия, описывающие конкретную предметную область и отношения между ними. Онтология задач содержит функции, с помощью которых производится преобразование входных данных  в выходные.  Высшие учебные заведения должны готовить кадры двух квалификационных уровней: бакалавров и магистров. Бакалавры должны владеть предметной онтологией, а магистры – онтологией задач.Содержание учебного материала регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО). Структура онтологий должна соответствовать этим стандартам.
Развитие и совершенствование учебной лаборатории по дисциплине «Теория механизмов и механика машин»
# 09, сентябрь 2014
УДК: 531.8
Тимофеев Г. А., Тарабарин В. Б., Кузенков В. В., Фурсяк Ф. И., Тарабарина З. И.
Аннотация. В статье рассматривается история создания лабораторного практикума по ТММ на кафедре РК-2 МГТУ им. Н.Э. Баумана, пути его развития и совершенствования, анализируется современное состояние лаборатории и ее методического обеспечения. Дается описание типовой учебной лаборатории по ТММ, которая разработана кафедрой в содружестве с РНПО Росучприбор и рассматриваются работы на установках из комплекта этой лаборатории. Приводится описание программного обеспечения, применяемого в лаборатории ТММ для проведения расчетов и обработки результатов, а также виртуальные лабораторные работы для дистанционного обучения.
Инженерное образование XXI века
# 06, июнь 2014
УДК: 378
Гудков В. В., Назарова И. Р.
В работе выявляются глобальные вызовы современному инженерному сообществу, и рассматривается возможность разрешения возникших проблем за счет перехода к новым образовательным технологиям. Возрастающий дефицит инженерных кадров, способных создавать конкурентоспособную продукцию и услуги, актуализирует известную образовательную технологию контекстного обучения. В статье отмечаются ее позитивные моменты, связанные с активизацией творческого потенциала студентов в процессе разрешения проблемных ситуаций в различных форматах учебных занятий. Обосновывается идея важности и необходимости формирования процессуальных компетенций у будущих инженеров, реализуемая в модели контекстного обучения.
Приемы преподавания дисциплины «Цифровая обработка изображений» в техническом университете
# 05, май 2014
УДК: 371.321.5
Алфимцев А. Н.
Цифровая обработка изображений - это относительно молодая дисциплина, научные знания которой используются в широком круге смежных областей: интеллектуальные мультимодальные интерфейсы, распознавание образов и окружающая интеллектуальность. Но не смотря на современную доступность технических средств преподавания данной дисциплины в частности и информационных технологий в целом, существует серьезная проблема по развитию у студентов старших курсов способностей к осуществлению сбора и анализа научно-технической информации,  обоснованию на основе этого анализа постановки научно-исследовательской задачи в данной области, а также проведению исследовательских экспериментов и анализу результатов этих экспериментов. Поэтому предлагается развитие университетских приемов преподавания: от простого к сложному, дополненная презентация, активная мотивация, образование через науку, реальная демонстрация, призванных помочь ученому-педагогу реализовать интеграцию науки и образования в единый комплекс, обеспечивающий повышение уровня образования до лучших мировых стандартов.
Мотивационный потенциал самостоятельной работы студентов
# 05, май 2014
УДК: 378
Назарова И. Р.
В статье поднимается вопрос о проблеме мотивации обучения в современной высшей школе, которую автор анализирует в контексте самостоятельной работы студентов. Данная работа тесно связана с необходимостью приобретения опыта решения инженерных задач на протяжении всего времени обучения в вузе, поэтому ее существенной чертой становится умение студента управлять своей академической деятельностью. Эффективность управления зависит от наличия устойчивой связи между самостоятельной работой студента и его мотивацией, особенно дальней, обусловленной перспективами послевузовской деятельности выпускников.
77-48211/657285 Кураторская работа при подготовке научных и инженерных кадров для ракетно-космической промышленности.
# 12, декабрь 2013
Комкова Т. Ю., Ягопольский А. Г.
         Данная статья посвящена вопросам организационно-методической деятельности куратора учебной группы по подготовке научных и инженерных кадров. В статье даны цели, направления и задачи кураторской работы. Показаны методы совершенствования форм воспитательной работы, права и обязанности куратора. Пояснена роль куратора в организации помощи студентам в учебе и их профессиональном росте. Изложены направления работы куратора по ориентации и выбору будущей профессиональной деятельности студента и в организации помощи в трудоустройстве на предприятиях ракетно-космической промышленности.
77-48211/644841 Социально-гуманитарная компонента высшего технического образования
# 11, ноябрь 2013
Панина Г. В.
Подчеркивается роль гуманитарного образования в высшей технической школе как фактора, формирующего профессиональную культуру специалиста. Исследуется понятие профессиональной компетентности, неотъемлемыми чертами которой являются личностные и социальные компетенции. Определены элементы профессионализма, в формировании которых большое значение имеют социально-гуманитарные дисциплины. Показана роль этих дисциплин в развитии идеалов и ценностей студентов – будущих инженеров. Проведен сравнительный анализ ценностных ориентаций нескольких поколений студентов. Выявлены ценностные трансформации, связанные с изменением социальных отношений. Обосновывается тезис о возрастающей роли социально-гуманитарных дисциплин в высшем профессиональном образовании и формировании нового образовательного пространства.
 
ПОИСК
 
elibrary crossref neicon rusycon
 
ЮБИЛЕИ
ФОТОРЕПОРТАЖИ
 
СОБЫТИЯ
 
НОВОСТНАЯ ЛЕНТА



Авторы
Пресс-релизы
Библиотека
Конференции
Выставки
О проекте
Rambler's Top100
Телефон: +7 (499) 263-69-71
© 2003-2017 «Инженерный вестник» Тел.: +7 (499) 263-69-71