Другие журналы

электронный научно-технический журнал

ИНЖЕНЕРНЫЙ ВЕСТНИК

Издатель ФГБОУ ВПО "МГТУ им. Н.Э. Баумана". Эл No. ФС77-51036. ISSN 2307-0595

Машиностроение

Расчетно-экспериментальное исследование прочности композитного приводного вала с учетом технологических особенностей изготовления
# 12, декабрь 2016
УДК: 62-233.147
Еремин Г. П., Больших А. А.
На сегодняшний день приводной вал является наиболее распространённым элементом, предназначенным для передачи момента от трансмиссии к ведущему колесу автомобиля. Как правило, этот элемент колёсной машины в процессе эксплуатации колёсной машины подвержен воздействию высоких знакопеременных нагрузок и изготавливается из конструкционных сталей. Применение современных полимерных композиционных позволяет снизить массу изделия, а также снизить неподрессоренную массу автомобиля и момент инерции трансмиссии. В данной работе проведён обзор и анализ существующих конструкций приводных валов для гоночных автомобилей. Предложена конструкция углепластикового приводного вала с титановыми наконечниками и технология изготовления подобного изделия.
Разработка вездеходных транспортных средств с шарнирно сочлененной несущей системой на базе серийного грузового автомобиля
# 12, декабрь 2016
УДК: 629.113
Карташов А. Б., Газизуллин Р. Л.
В статье рассматривается применение шарнирно-сочлененных транспортных средств для решения различных транспортных задач. Сделаны выводы об экономической эффективности производства шарнирно-сочлененных вездеходов на базе серийного грузового автомобиля. Рассмотрены общие вопросы проектирования узла складывания шарнирно сочлененного автомобиля, выпускаемого на базе серийного автомобиля. Приведен пример разработки узла складывания для такого автомобиля: найдены наиболее подходящие для данного автомобиля схема узла складывания, точки положения шарниров оси складывания и положении гидроцилиндров, разработана несущая система узла складывания и проведен ее проверочный расчет, доказавший работоспособность конструкции. Сделаны выводы, позволяющие определить работоспособность конструкции на ранних стадиях проектирования.
Повышение активной безопасности автомобиля за счет стабилизации вертикальных реакций дороги
# 12, декабрь 2016
УДК: 629.3.017
Рязанцев В. И., Альсаламех Бальсам
Актуальность статьи вытекает из того факта, что в России и в ряде других стран, больших по размерам территории (Китай, Индия и др.), значительное количество дорог, на которых эксплуатируют массы автомобилей, остаются невысокого качества.В статье рассматриваются вопросы повышения поперечной устойчивости автомобиля при движении по периодическому профилю дороги, возникающему на дорогах относительно невысокого качества. В результате возможного вхождения вертикальных колебаний колес в резонансный режим возникает опасность отрыва колес от дороги и, как следствие, при действии бокового ветра, появляется опасность потери устойчивости движения автомобиля. В статье анализируется упомянутое явление и предлагается метод повышения устойчивости движения автомобиля по периодическим неровностям.
Блочно-модульный принцип расчета динамических характеристик системы подрессоривания автомобиля
# 12, декабрь 2016
УДК: 629.341
Лахтюхов М. Г., Жеглов Л. Ф.
При решении задач, связанных с исследованием плавности хода колесных машин, важное место занимает расчет амплитудно-частотных характеристик (АЧХ) динамических систем, эквивалентных системе подрессоривания. В работе показывается возможность автоматизированного расчета АЧХ для плоских линейных динамических систем с произвольными упругими связями и числом степеней свободы. В основном при решении задачи автоматизированного расчета АЧХ затруднения связаны с формированием матрицы инерционных коэффициентов, матриц коэффициентов жесткости и диссипации и вектора правых частей в матричном уравнении, описывающем движение линейной динамической системы с степенями свободы. В работе для удобства заполнения указанных матриц исходную динамическую систему предлагается разбить на ряд подсистем, для каждой из которых и потенциальная энергия и диссипативная функция вычисляются по однотипным формулам. На основе анализа дифференциальных уравнений, описывающих движение масс, входящих в отдельные подсистемы, и упругих связей между этими массами и дорожной поверхностью указываются основные закономерности, связанные с расчетом элементов матриц и вектора. Для нахождения амплитуд и фаз обобщенных координат при кинематическом гармоническом возмущения со стороны дорожной поверхности исходная система дифференциальных уравнений преобразуется к системе линейных алгебраических уравнений. Отмечается, что при расчетах АЧХ для нескольких расчетных скоростных режимов и одной и той же круговой частоте возмущения снижение вычислительных затрат может быть достигнуто за счет использования матричных методов линейной алгебры, предназначенных для решения систем линейных уравнений с несколькими правыми частями, число которых равно числу расчетных скоростных режимов.
СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЛИНЕАРИЗАЦИЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМ ВИБРОИЗОЛЯЦИИ АВТОМОБИЛЯ
# 12, декабрь 2016
УДК: 629.113.(075.8)
Жеглов Л. Ф., Фоминых А. Б.
Оценка эффективности системы виброизоляции автомобиля при математическом моделировании проводится при ее замене линейной или нелинейной эквивалентными динамическими системами. В настоящей работе выполняется сравнительный анализ методов статической линеаризации, в том числе с учетом трансформации спектральных составляющих анализируемых вибросигналов. Проводится сопоставление полученных спектральных характеристик выходных вибросигналов, определенных при использовании методов статистической линеаризации с аналогичными характеристиками при моделировании данной динамической системы во временной области, применяя на конечном этапе расчетов финитное преобразование Фурье. 
СТРУКТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ШУМА АВТОМОБИЛЬНОЙ ШИНЫ
# 12, декабрь 2016
УДК: 629.113.(075.8)
Жеглов Л. Ф., Фоминых А. Б.
Повышение экологической безопасности, в ее понимании как внешней и внутренней виброакустической безопасности, автомобильного транспорта является одной из постоянных задач современного автомобилестроения. Решение задач, касающихся совершенствования акустического комфорта автомобиля, определило автомобильную шину одним из основных источников звукового излучения, определяющего его внешний шум. Результаты экспериментальных исследований, приводимые в настоящей работе, показывают, что структурная составляющая, формируемая вследствие звуковой вибрации элементов конструкции шины, вносит основной вклад в формирование ее акустического поля.
ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ДЛЯ ПРИВОДА МЕХАНИЗМОВ ПРИ КРАТКОВРЕМЕННЫХ РЕЖИМАХ НАГРУЖЕНИЯ
# 11, ноябрь 2016
УДК: 621.86/87
Пучкова Л. М.
Рассматриваются особенности расчета мощности привода механизмов для перемещения предметов на небольшие расстояния при кратковременных циклах нагружения. При расчете мощности двигателей с учетом графика скоростей, построенного в зависимости от допустимого ускорения и величины перемещения, возможна оптимизация мощности двигателя. Для требуемого перемещения, существенно изменяя скорость движения при установившемся процессе, можно незначительно увеличить продолжительность цикла, но существенно снизить расчетную мощность. Показано, что для привода механизмов с большими инерционными массами и небольшими моментами статического сопротивления, незначительно изменяя продолжительность цикла, можно значительно (в 2 раза и более) снизить требуемую мощность.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПОИСКА РЕШЕНИЙ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ДВИЖЕНИЯ МАШИН
# 11, ноябрь 2016
УДК: 681.52:629.114
Плужников Б. И.
Целью исследования движения машин является не только определение параметров движения, но и улучшение показателей машины, т.е. оптимизация её параметров Поэтому предложена следующая постановка задачи: отыскать значения оптимизируемых параметров машины, которые обеспечивают минимизацию некоторого функционала, являющегося целевой функцией, при ограничениях, наложенных на искомые и другие конструктивные параметры, с учетом внешних условий движения и уравнений связи, описывающих движение машины. Выбор метода решения задачи во многом основывается на оценке его эффективности. В случае непрерывности плавно изменяющихся целевых функций, имеющих один минимум, при небольшом числе оптимизируемых параметров хорошую сходимость дает метод покоординатного поиска. При применении данного метода знать целевую функцию в явном виде не требуется, достаточно владеть методом определения её значений, который может быть как вычислительным, так и экспериментальным. Для проверки правомерности применения метода покоординатного поиска в задачах исследования движения машин разработан алгоритм, под управлением которого проведен вычислительный эксперимент по определению оптимальных значений моментов переключения передач в процессе разгона автомобиля. Значения целевых функций определялись с помощью математической модели имитирующей его движение. Анализ результатов позволяет сделать вывод, что оптимальные значения параметров, соответствующие минимальным значениям целевых функций найдены за небольшое количество шагов и с достаточной точностью. Описаны результаты натурного эксперимента с легковым автомобилем, модель которого использовалась при вычислительном эксперименте. Подтверждается, что примененный план его проведения, позволяет достигнуть поставленной цели. Однако применение алгоритма покоординатного поиска позволит значительно снизить его трудоемкость.
Расчет на устойчивость стержней, нагруженных продольными разнонаправленными силами
# 11, ноябрь 2016
УДК: 539.3
Семенов-Ежов И. Е., Ширшов А. А.
Рассмотрена задача потери устойчивости стержня, нагруженного двумя силами, одна из которых F – сжимающая, приложена в пролете, а вторая F1 – растягивающая, на торце, при различных условиях закрепления. Решение дано двумя методами: «точным» в постановке Эйлера и энергетическим в форме Тимошенко. Для сравнения дано решение для стержней, нагруженных сжимающими силами. Приведены графики зависимости критической силы от отношения  при различных положениях силы F в пролете. Проведено сравнение результатов решения точным и энергетическим методом, показавшее, что использование энергетического метода для расчета сжато – растянутых стержней приводит к значительному завышению критической силы.
Расчет канализационных дюкеров на основе современных методов гидродинамического моделирования
# 10, октябрь 2016
УДК: 628.262
Петров А. И., Ломакин В. О., Чабурко П. С.
В статье содержится обзор ряда проблем, связанных с расчётом и проектированием обводных трубопроводов систем водоотведения (дюкеров), применяемых при капитальном ремонте канализационных коллекторов большого сечения. Описаны задачи расчета таких дюкеров в стационарной и нестационарной постановке и возникающие при их эксплуатации возможные аварийные ситуации, в том числе могущие привести к гибели людей, которые следует предотвратить на этапах предварительного проектирования. Отмечено, что ранее не проводилось расчетов таких систем в нестационарной постановке задачи моделирования, что может существенно повлиять на результаты расчета. Приведен пример гидродинамического расчета такой системы.
Методика непрерывного получения характеристик лопастного насоса для переменной температуры и вязкости рабочей жидкости при испытаниях в термобарокамере
# 10, октябрь 2016
УДК: 62-932
Петров А. И.
Статья посвящена предложенной автором методики непрерывных испытаний лопастного циркуляционного насоса на рабочей жидкости высокой вязкости. Рассматриваются испытания насоса низкой быстроходности, предназначенного для системы термостабилизации радиоэлектронного оборудования и работающего на этиленгликолевых теплоносителях в широком диапазоне температур. Особенностью предложенного метода является отсутствие необходимости постоянного регулирования теплового баланса стенда, и, как следствие, исключения из конструкции стенда сложных и дорогостоящих агрегатов поддержания температуры. Приведены примеры полученных таким методом характеристик и их сходимости с существующими безразмерными зависимостями для работы лопастных насосов на вязких жидкостях.
Саморазвинчивание резьбовых соединений под действием сил, ориентированных в плоскости стыка
# 09, сентябрь 2016
УДК: 621. 88
Тушев О. Н., Беляев А. В.
Изучаются причины саморазвинчивания резьбовых соединений под действием переменных по направлению и величине сил, ориентированных в плоскости соединяемых деталей. Такой вид нагрузки, перпендикулярный оси болта, часто встречается в узлах крепления деталей машин. Доказано, что относительные микроскопические смещения в зоне контакта головки болта с поверхностью детали могут быть причиной саморазвинчивания резьбового соединения. Установлено, что в случае нестабильности фрикционной связи между сопрягаемыми деталями саморазвинчивание может происходить независимо от величины усилия предварительной затяжки. Получены условия отвинчивания резьбовых соединений. Результаты продемонстрированы на примерах с типовыми болтовыми соединениями.
Исследование рабочей зоны и особых положений плоского 3-RPR манипулятора в среде MATLAB
# 07, июль 2016
УДК: 621.01
Эрастова К. Г., Ларюшкин П. А.
В настоящей статье исследуется рабочая зона и особые положения плоского 3-RPR манипулятора в среде MATLAB. Для анализа особых положений был использован метод, основанный на анализе матрицы Якоби механизма, получаемой дифференцированием уравнений связи. Расчеты были произведены при различных значениях геометрических параметров манипулятора, таких как: угол поворота выходного звена, минимальная длина поступательной кинематической пары, форма выходного звена. В результате установлены зависимости расположения зон особых положений от этих параметров и получены графические представления этих зависимостей.
Нелинейная диаграмма растяжения материала, обусловленная его сетчатой структурой и естественной искривленностью волокон
# 06, июнь 2016
УДК: 539.4
Владыкин Н. Г., Зинченко Л. В.
В статье дано физическое обоснование нелинейности диаграммы растяжения материалов, имеющих волокнистую структуру, которая характеризуется увеличением касательного модуля упругости по мере возрастания деформации. Рассматриваются три причины нелинейности, первой из которых является сетчатая ориентация волокон, вторая - естественная закрученность и третья – волнистая форма волокон. Сравнивается степень влияния на нелинейность диаграммы трёх приведенных факторов. Установлено, что сетчатая ориентация влияет на нелинейность механической характеристики в ограниченных пределах параметров, а именно, при углах наклона волокон более 45°. Отмеченный факт нелинейности может быть использован в численных расчетах на жесткость композиционных материалов, а также искусственных армированных материалов.
Исследование износа элементов фиксации приспособлений-спутников автоматических линий
# 07, июль 2016
УДК: 623.06.02
Колесников Л. А., Холевин В. В.
В результате износа элементов фиксации спутников увеличиваются зазоры в сопряжениях цилиндрического и ромбического фиксатора с базовыми втулками спутника. Величина износа прямо пропорциональна числу фиксаций спутников в рабочих позициях. Базовые поверхности втулок и фиксаторов приобретают коническую форму. При этом в равных условиях эксплуатации больший износ получают элементы сопряжения ромбического фиксатора – базовая втулка спутника. В работе предложена методика экспериментального определения коэффициентов увеличения зазоров в период интенсивного (приработки) и установившегося (эксплуатационного) износа. Предложенная методика позволяет, задаваясь допустимыми зазорами в узлах фиксации, рассчитать срок службы фиксирующих элементов, отвечающим требованиям точности.
Железнодорожный металлургический комплекс ММК 20 ЖБ
# 04, апрель 2016
УДК: 621.771
Мальцев А. А.
Цель настоящей статьи — выявление проблем и перспектив разработки металлургического комплекса железнодорожного базирования (передвижного металлургического завода) предварительно получившего название ММК 20 ЖБ и предназначенного для производства листового или сортового металлопроката из металлолома. Эта цель может быть поставлена перед студентами в рамках научно-исследовательской работы (НИРС) или дипломного проектирования. Разрабатываемый ММК 20 ЖБ представляет собой рельсовый подвижной состав с электровозом, само технологическое оборудование будет расположено на стандартных железнодорожных платформах. Кроме того, предусмотрены вагоны для обслуживающего персонала и охраны. Предполагается, что в состав технологического оборудования ММК 20 ЖБ войдут мусоровозы, ломовозы с грейферными захватами, брикетировочные прессы, грузоподъемные поворотные краны с ковшом и электромагнитами для скрапа, индукционная сталеплавильная печь, центробежная литьевая машина, 4-клетьевой прокатный стан дуо-280 со сменным комплектом рабочих валков, установка охлаждения проката, аллигаторные ножницы и рольганги. Возможна и другая, более оптимальная конфигурация технологического оборудования.
Образование горячих трещин при сварке стальных труб с внутренним антикоррозионным покрытием
# 03, март 2016
УДК: 812.35.03
Шатов А. П.
В работе представлены результаты экспериментальных исследований по образованию горячих трещин при сварке стальных труб с внутренним боросиликатным покрытием.Установлено, что критическая скорость деформации образования горячих трещин при сварке стальных труб с остеклованным боросиликатным покрытием в два раза ниже, чем при сварке аналогичных труб без покрытия. Это, по-видимому, связано с микролегированием бором металла шва, переходящего из боросиликатного покрытия таких труб. Для устранения этого вредного влияния бора рекомендуется применять безбористые составы остеклованных покрытий труб или изменять тип сварного соединения на раструбное или специальное стыковое соединение.
Анализ гидромеханики распределительного узла аксиально-плунжерной гидромашины
# 02, февраль 2016
УДК: 62-82
Пузанов А. В.
Форсирование гидромашин требует повышения точности методик расчета при проектировании их элементов. Ходовая часть гидромашины - унифицированный узел, базовый элемент, определяющий надежность и эксплуатационные характеристики гидромашины и привода в целом. Распределительный узел гидромашины является одним из наиболее нагруженных фрикционных пар гидромашины. Принцип работы гидромашины подразумевает взвешенное на гидростатическом клине рабочей жидкости равновесное состояние. Данный режим возникает при комплексном воздействии гидромеханики рабочей жидкости и трибомеханики механических частей. Принцип декомпозиции и исследование изолированных математических моделей нарушает целостность картины рабочего процесса. Для анализа равновесного состояния гидромашины, нами разработана комплексная модель ее распределительного узла, учитывающая наличие и взаимовлияние силовых факторов различной физической природы. В статье приводятся результаты моделирования процесса самостабилизации, включающего анализ гидродинамики, деформации и прочности.
Качество воздуха в салоне автомобиля
# 02, февраль 2016
УДК: 62-1/-9
Якунова Е. А., Сайкин А. М.
В статье рассмотрена проблема загрязнения воздуха в салонах автомобилей, ее последствия и необходимые шаги на пути к ее решению. Основное внимание уделено современным методам очистки воздуха и их недостаткам. Приведен перечень предложений по критериям оценки безопасности систем очистки воздуха и рекомендации по их совершенствованию. Статья снабжена таблицами, в которых обобщены данные зарубежных и российских публикаций по результатам измерения концентраций приоритетных вредных веществ в воздухе салонов автомобилей, а также международные и российские гигиенические нормативы. В результате анализа данных сделаны выводы: загрязнение воздуха над проезжей частью и в салонах современных автомобилях во много раз превышает фоновое загрязнение воздушной среды и может значительно превышать гигиенические нормативы; необходимо разработать ряд национальных нормативов для комплексного решения проблемы загрязнения воздуха внутри салона автомобиля.
К вопросу о проектировании сварных рам
# 02, февраль 2016
УДК: 62-231
Гудков В. В.
В работе анализируется содержание курсовых проектов, выполненных студентами по кафедре «Основы конструирования машин» на предмет содержания в них каких-либо элементов, изготовление которых требует использования сварных соединений; отмечается малое число подобных проектов, что противоречит тенденции современного машиностроения, в котором доля сварных изделий возрастает; предлагается включать в технические задания на курсовой проект требование по разработки сварных рам, на которых должны размещаться все элементы проектируемых приводов; рассматриваются и анализируются те методические разработки, которые должны быть предварительно созданы для успешной реализации указанного предложения.
 
ПОИСК
 
elibrary crossref neicon rusycon
 
ЮБИЛЕИ
ФОТОРЕПОРТАЖИ
 
СОБЫТИЯ
 
НОВОСТНАЯ ЛЕНТА



Авторы
Пресс-релизы
Библиотека
Конференции
Выставки
О проекте
Rambler's Top100
Телефон: +7 (499) 263-69-71
© 2003-2017 «Инженерный вестник» Тел.: +7 (499) 263-69-71